tim_z (tim_z) wrote,
tim_z

Обещанный отчет

По горячим следам написать отчет о поездке на Чемпионат Мира не получилось, но лучше поздно, чем никогда. К тому же, такое эпохальное событие, как первая поездка канадской команды на турнир с участием лучших команд мира, надо описывать с чувством, с толком, с расстановкой.

Начнем с организации поездки. Писать о ней, как о любом хорошо спланированном и грамотно выполненном мероприятии, легко и приятно. Буквально через 2 недели после окончания Чемпионата Канады мне пришло письмо от отдного из самых известных игроков «элитарки», двухкратного обладателя «Хрустальной совы» Александра Рубина, которому выпала роль менеджера по логистике. Не буду утомлять читателей всеми деталями нашей переписки, скажу только, что Александр отвечал на все письма очень пунктуально и шел нам навстречу по всем вопросам. Так что билеты на рейс Аэрофлота «Торонто-Москва» на нужные нам даты мы получили недели за 3 до чемпионата.

Не обошлось без неожиданностей. За две недели до чемпионата, 5 августа, неожиданно пришло письмо от другого члена Орг Комитета, Евгения Алексеева, в котором все команды уведомлялись о необходимости согласовать свою форму с Орг Комитетом до 31 июля. Сопоставив две даты, у меня проскользнуло легкое подозрение, что нас опять прокатят с чемпионатом. Я, конечно, привык к тому, что на работе некотороые дед-лайны ставят на вчера, но все равно стало как-то не по себе. К слову сказать, форма у нас уже была готова – футболки с канадским флагом, надписью Toronto на груди и VESteamO на спине. Но Оргкомитет требовал от нас «...костюмы, рубашки из легкой немнущейся ткани с символикой государства...» и в ответ на мой е-мэйл повторил, что футболки не пойдут. Брюки и туфли также требовались одного цвета для всех членов команды.

Вечерняя прогулка по Итон-центру полностью развенчала наивные представления о том, что при капитализме можно купить все что угодно. По крайней мере, мне так и не удалось нигде обнаружить «костюмов или рубашек из легкой немнущейся ткани с символикой государства». Дело ослножнялось тем, что четыре игрока моей команды уже отбыли в Россию и Белоруссию, и посоветоваться я мог только с Костей Брифом. И Костя не подкачал! Как игрок, неоднократно бывавший на подобных мероприятиях, он тут же выдал готовое решение: одинаковые шелковые рубашки с коротким рукавом (AKA «рубашки из легкой немнущейся ткани») и галстуки с канадской символикой.

Следующая проблема была гораздо серьезнее. За неделю до чемпионата мне из Москвы позвонил Артур Иоффин и сообщил, что из-за семейных обстоятельств они с Олей вынуждены срочно менять билеты и возвращаться в Торонто. То, что мы остались без двух игроков - это еще было полбеды, основная проблема была в том, допустят ли нас вчетвером на чемпионат. Я тут же послал официальное письмо Поташеву с просьбой рассмотреть наш форс-мажор на правлении МАК. После чего я переговорил по телефону с Рубиным, и он заверил меня, что сыграть нам дадут.

И вот, 24 августа я прилетаю в Шереметьево-2, где меня уже ждет Костя, прилетевший часом раньше из Нью-Йорка. Встреча с Максимом Поташевым, у которого были наши калининградские билеты, была назначена на 8 вечера, так что у нас оставалось часов 6 на прогулки по Москве. У нас уже был разработан план действий: на электричке доехать до Савеловского вокзала, оставить вещи в камере хранения, пообедать в рекомендованном нам китайском ресторане и поехать гулять в центр. Это блестящий план был полностью разрушен суровыми реалиями Московской жизни: камеры хранения на Савеловском вокзале не было. Обещанного китайского ресторана тоже, он закрылся в виду наличия отсутствия спроса. Пришлось зайти в японский, большую часть меню которого составляли такие японские блюда как «селедка с луком и картошкой» и «телятина с грибами». Суши, врочем, тоже присутствовали, но как-то выпадали из общего ряда. Мы с Костей пообедали и решили, что в центр с чемоданами мы не поедем. Вместо этого погуляли в районе Савеловского вокзала (очень гламурное место, скажу я вам) и той же электричкой вернулись в Шереметьево. В электричке встретили Максима Руссо из команды Поташева и обсудили с ним последние сплетни ЧГК. Также видели «Субботу, 13» почти в полном составе, но пообщаться толком не удалось.

В Шереметьево-1, где нас уже ждал Дима Папичев, было весело и многолюдно. Там и сям прохаживались известные и малоизвестные знатоки и вежливо осведомлялись друг у друга, не видел ли кто Поташева с нашими билетами. Периодически проносился слух о том, что его буквально минуту назад видели в другом крыле аэропорта, и все дружно бежали туда, вызывая дружелюбные замечания прочих пассажиров. В конце концов, Максим действительно обьявился в другом крыле аэропорта и раздал нам билеты.

В «накопителе» мы немного пообщались с Яшей Зайдельманом, который даже провел для нас троих тренировку. В какой-то момент рядом с нами присели редакторы пакета Владимир Белкин и Елена Орлова, но сумку с вопросами они держали крепко и подсмотреть ничего не удалось. В самолете всем раздали свежий выпуск журнала «Балтийский Статус» с портретом Друзя на обложке и 5-6 страницами текста о ЧКГ вообще и чемпионате мира в частности. По самолету, большинство пассажиров которого составляли знатоки, тут же разнесся веселый гогот. Самую бурную реакцию, по-моему, вызывала фраза руководителя аппарата правительства Калининградской области о том, что за каждым знатоком на чемионат приезжают сотни фанатов и поклонниц, которые существенно пополняют бюджет местной туристической отрасли. Некоторые знатоки принялись в нетерпении ерзать в креслах, предвкушая встречу с фанатами и, в особенности, с поклонницами. Тут нам разнесли пиво (теплое) и орешки (мало), а затем и легкий ужин.

В Калининграде нас уже ждали автобусы, с ветерком домчавшие слегка погрустневших знатоков (шел третий час ночи по Москве) в гостиницу «Калининград». Возле гостиницы всех встречал Александр Друзь, весело рекомендующий каждой команде сходить в местный зоопарк посмотреть на тапира. Костя познакомил меня с Друзем, который от себя лично и от правления МАК поприветствовал команду Канады и еще раз повторил заверения Рубина о том, что с игры нас не снимут. При этом Александр Абрамович использовал ряд специфических слов и выражений, которые полностью убедили меня в том, что беспокоиться нам не о чем.

Мне и Диме достались одноместные номера, а Костю поселили с Ефимом Подвойским. Впрочем, Ефим должен был приехать только утром, так что первую ночь вся канадская команда наслаждалась повышенным комфортом. Спалось, мне правда, все равно плохо – сказались длинные перелты и смена часовых поясов.

Утром я достал из пакета привезенную Костей рубашку и с ужасом обнаружил, что она размера на 3 больше, чем мне надо. Размер на вороте стоял какой надо - XL, но короткий рукав рубашки доставал почти до часов. Я с ужасом подумал, что и рубашки остальных членов команды наверняка такие же безразмерные, и что первое выступление группы канадских клоунов на Чемпионате Мира всем очень запомнится. Без всякой надежды на успех, я открыл вторую рубашку с маркировкой XL, предназначенную Артуру, и она оказалась именно что XL т.е. как раз на меня. Оставалась маленькая проблема – «рубашка из немнущейся ткани» была очень сильно помята. По соседству с моим номером оказалась комната дежурной, с утюгом и гладильной доской. Повозившись минут 15, я почти разгладил рубашку, но пара складок никак не хотели раглаживаться до конца. Видя мои страдания, горничная сжалилась надо мной и забрала у меня утюг. «Надо же», думал я, «в какой еще стране горничая станет бесплатно гладить постояльцу рубашку. Все-таки, русские женщины – самые душевные в мире». Мои философствования были прерваны словами горничной «Готово, с вас 50 рублей».

В девять тридцать начался совет капитанов. Мой красно-белый галстук с кленовым листом произвел маленький фурор, меня тут же усадили в центр и сделали индивидульный портрет. Желающие могут увидеть его вот тут: http://www.worldchamp5.chgk.info/photo/0004.jpg

На совете капитанов нам в основном обьясняли, что на чемпионате будет много журналистов, и чтобы мы были готовы ответить на любые вопросы. Забегая вперед, скажу, что ни одного журналиста я не встретил.

Перед самым отправлением автобусов от гостиницы на такси подъехал Ефим, только что прибывший минским поездом. Он даже успел забросить вещи в номер и повязать на шею форменный галстук. И вот мы в Ситипарке, где и должна пройти игра. Зал оказался довольно большим и просторным, только вот жюри сидело на балконе. Бедные ласточки, им пришлось все время бегать с нашими ответами вверх и вниз по лестнице.

Наш стол оказался рядом со сценой, по соседству с командой Друзя, белорусами и украинцами. Честно скажу, перед началом игры меня охватил легкий мандраж – руки вспотели и возникло знакомое по экзаменам в университете чувство, «что я ничего не знаю». Видимо, этот мандраж, вкупе с несыгранностью, все-таки сказался на нашей игре в первом туре. Всего 6 взятых вопросов из 15 и, как результат, 20-26 место в общем зачете. Это при том, что явных ляпов вроде не делали и хороших версий не затаптывали – их просто не было.

Второй тур также начался неудачно. В первом же вопросе мы нашли правильный ответ, но не удержали форму вопроса. Потом еще две дырки. Однако потом нам удалось собраться и взять 9 вопросов из 12. Правда, жюри решило засчитать нам только 8 вопросов – за красиво раскрученный 15-ый вопрос в таблице стоял минус. Я кинулся на балкон к жюри и с присущей мней сдержанностью поинтересовался, почему нам не засчитали 15-ый вопрос. «А у нас нет вашего ответа» сказали мне. Честно говоря, это был первый в моей жизни случай исчезновения ответа по пути от команды к жюри. На всякий случай, я вывернул все карманы и обшарил наш стол, а также прошел по всему маршруту движения ласточек, пытясь найти потерянную бумажку. Ничего! И тут жюри нашло наш ответ, и справедливость восторжествовала. Как результат – делим 7-8 место в туре с командой Анатолия Белкина!

Третий тур тоже вышел неплохим – 8 правильных ответов, так что первый игровой день мы закончили на 12-15 месте. В принципе, в этом туре мы взяли все «свои» вопросы кроме вопроса про Математический мост.

После игры нас повезли обедать в какой-то местный ресторан/дискобар. Мы оказались за одним столиком с Гришей Островым, но он был так расстроен результатом «Субботы», что мы старательно избегали обсуждения вопросов и результатов команд. Меню в ресторане не было, официантки просто предлагали на выбор рыбу и свинину, а на гарнир картошку или рис. Мы все дружно заказали рыбу, а вот Дима почему-то возжелал свинины, и просчитался. Мы уже доедали свою рыбу, а он все ждал. Наконец, Дима поинтересовался у официантки, дескать, как там у нас с мясом. А она мило улыбнулась и сказала, что свинины нет, но зато уже есть курица. Изрядно проголодавшийся Дима согласился уже и на курицу, но это его не спасло. После 15 минут ожидания выяснилось, что курицы тоже нет (на самом деле курицу все же принесли в конце концов – Д.П.). Тут уж Дима не выдержал и прочитал официантке небольшую лекцию и культуре обслуживания клеинтов в предприятиях общественного питания. Забегая вперед, скажу, что Димина лекция возымела-таки результат: на следующий день нам уже никто не предлагал выбирать между рыбой и мясом, а просто принесли всем котлеты, живо напомнившие школьные и студенческие столовые.

После обеда нам было предложено поехать в Светлогорск или погулять самостоятельно по городу. Логично рассудив, что город от нас никуда не убежит, мы рванули в Светлогорск. Смотреть там было особенно нечего, но мы выполнили все пункты туристической программы: помыли ноги в Балтийском море, накупили сувениров из янтаря и попили хорошего чешского пива под шашлыки и другие блюда.

Вторая ночь лично для меня была не лучше первой: трудно заставить себя спать в 5 часов вечера по Торонтовскому времени. Пришлось пить снотворное. Утро прошло по отлаженной схеме: завтрак-автобусы-Ситипарк.

Честно говоря, после первого игрового дня было ощущение что мы можем прибавить. Я даже стал потихоньку мечтать о месте в десятке. Но игра расставила все по своим местам – только 7 ответов в четвертом туре. В четвертом вопросе этого тура я допустил первую серьезную ошибку как капитан. У нас на первой же секунде возникла версия «Аленький цветочек», она всем очень понравилась, и я тут же ее записал. Ближе к концу минуты Дима заметил, что правильнее будет написать «Красавица и чудовище». Мы секунд 10 поспорили, не одно ли это и то же, и тут начался отсчет 10 секунд на сдачу. В принципе, я уже был согласен, что лучше написать «Красавица и чудовище», но просто испугался, что не успею записать новый ответ, и сдал бумажку. Естественно, пролет. Также было очень обидно за 10-ый вопрос. Мы почему-то решили, что в ответе должно быть слово «Счастье» и вывели формулу «Страдание – это счатье, которое понято неправильно». Как говорится, проникли в суть вопроса, а что толку.

Пятый тур мы начали с четырех правильных ответов подряд. Слегка недокрутили пятый, не имели никаких шансов в шестом. Седьмой вопрос Костя взял в одиночку. Восьмой и десятый раскрутили командой, в вот в одинадцатом опять выбрали не ту версию, теперь уже всей командой. Вместо Елизаветы написали Екатерину, хотя я до последнего момента сомневался. Эта локальная неудача нас так расстроила, что мы прохлопали красивый вопрос про суммы и совсем не поняли вопрос о стихах. Последним взятым вопросом оказался вопрос про немецкие города, правильный ответ я выдал на 55 секунде. Итог – 8 правильных ответов, и по итогам чемпионата мы разделили 13-14 место с командой Малышева, одной из команд первой десятки рейтинга. Для дебютантов чемпионата, к тому же игравших вчетвером, вполне достойный результат.

Дабы сравнить себя с чемпионами, мы решили не смотреть финал в партере, а сесть и сыграть его за столиком. Правда, играли мы не в полную силу, все время отвлекались на всякую ерунду. Но результат (8 правильных ответов) все равно не оставляет никаких сомнений в том, что с ведущими командами мира соперничать нам пока рано. (Чемпионы взяли 14 вопросов).

После игры нас опять покормили (теми самыми котлетами), а потом повезли на торжественное открытие/закрытие чемпионата. Там все проходило вполне пристойно, сценарий был довольно интересный, а Белкин и Орлова очень естественно смотрелись на сцене. На сцене вручили награды призерам чемпионата и лауреатам различных премий года, а потом провели игру «элитарки», в которой знатоки довольно легко переиграли зрителей 6:4. Причем мне показалось, что на все взятые вопросы следовал досрочный ответ, а вот на невзятые не хватало и 2 минут. Поступило немало личных вопросов знатокам, среди которых запомнился вопрос Друзю о том, как он относится к тапирам. Александр Абрамович спокойно заметил, что он вообще-то относится к приматам.

После антракта в зале остались одни знатоки, котрые сидели по краям рядов, а в центре образовались большие проплешины. Сборная мира, за которую болело большинство зрителей, в упорной борьбе (3:2) проиграла Сборной России в брейн, главным образом потому, что Балаш Касумов постоянно проигрывал кнопку Илье Беру. И вот, наконец, то, за чем мы все ехали на другой край Земли – банкет!

Оказалось, что именно за банкетом ехать и не стоило – это была худшая часть всей программы. Нас привезли все в тот же дискобар, который совершенно не приспособлен для таких мероприятий: тесно, много ступенек, какие-то закутки. К тому же, все было организовано как фуршет, так что присесть было практически негде. Еды и выпивки было мало, хорошо хоть ребята из грузинской команды догадались прихватить с собой чачи, которой они щедро угощали всех желающих. Желающие поплясали под музыку 70-х и 80-х, некоторые пошли играть в бильярд в холле.

Неудивительно, что часам к 2 утра большинство знатоков отправились в гостиницу. Около входа мы опяь встретили Друзя (видимо, он всегда выходит к входу в гостиницу в 2 часа ночи), он поздравил нас с достойным результатом и рассказал пару баек из жизни знатоков. Александр Абрамович, вместе с каким-то своим приятелем, звал нас продолжать банкет в баре гостиницы, но испорченные тлетворным влиянием Запада, мы отказались.

В день отьезда у нас еще оставалось время погулять по городу, что мы с Димой и Костей и сделали (Ефим уехал утренним поездом в Минск). Калининград оказался на редкость типичным советским городом 60-х годов постройки. Старых немецких зданий там практически не осталось, выделяется только вот Кафедральный Собор, рядом с которым похоронен Кант. Сходили еще на экскурсию на подводную лодку, где посмотрели на город в перископ. Обедать отправились в японский ресторан «Якитория», который оказался вполне достойным. Цены, правда, повыше, чем в Торонто.

Потом сборы, отъезд в аэропорт, теплое пиво в самолете, гонки по ночной Москве и одноместный номер в гостинице «Звездная». Рейс Москва-Торонто, “Welcome to Canada”, обнимания в аэропорту. Даже не верится, что прошло всего-то 5 дней.

В целом, по-моему, первое выступление канадцев на Чемпионате Мира не вышло комом. Теперь надо протаптывать дорожку на Кубок Наций в Баку!